Математики объяснили колебания мостов несинхронными движениями пешеходов
Подтверждающее исследование было выполнено на базе ИИТММ ННГУ
Международная команда учёных во главе с профессором Университета штата Джорджия (США), заведующим лабораторией динамического хаоса Института информационных технологий, математики и механики ННГУ имени Н.И. Лобачевского Игорем Белых доказала, что пешеходы могут раскачать мост, даже если они двигаются несинхронно и с различными скоростями.
Модель колебаний построили на примере Лондонского моста Миллениум. В 2000 году во время торжественного открытия на нем находились одновременно около двух тысяч пешеходов. Их движения вызвали колебания моста. Следуя распространенному представлению о колебательных системах, специалисты решили, что частота движений людей и моста совпала, это и вызвало резонанс. Тогда мост укрепили дополнительными демпферами – конструкциями, которые гасят колебания, и открыли мост заново.
Однако, по результатам исследования команды Игоря Белых, раскачать мост могут не только люди, идущие в ногу, но и большое число пешеходов, которые двигаются вразнобой. Учёные создали математическую модель, которая показала, что колебательная система «мост-люди» потеряла баланс из-за того, что пешеходы двигались, пытаясь сохранить равновесие. В этом случае люди инстинктивно опираются: кто-то – на правую, кто-то – на левую ногу. Вопреки ожиданиям, эти движения не нивелируют друг друга, а, наоборот, складываются в энергию, которая может передаться мосту и усилить его колебания.
Игорь Белых объясняет это так:
Работа была опубликована в декабре в журнале Nature Communication издательской группы Nature.
Исследование было выполнено в Лаборатории динамического хаоса кафедры теории управления и динамических систем ИИТММ Университета Лобачевского при поддержке гранта Министерства науки и высшего образования РФ. Соавторами Игоря Белых выступили британские ученые из Университета Кембриджа (University of Cambridge), Университета Бристоля (University of Bristol) и Университета Лейстера (University of Leicester).
Важную роль сыграли наблюдения профессора гражданского строительства Бристольского университета Джона Макдональда. Учёный обнаружил, что во время фиесты воздушных шаров на мосту Клифтона в Бристоле группы людей без синхронизации шагов спровоцировали его колебания.
Все эти наблюдения и подтверждающие их математические модели лягут в основу авторской методики расчёта параметров мостов. Она может быть использована для их проектирования и дизайна. Учёные планируют внедрить эти подходы в стандартный пакет программ, которым пользуются сегодня мостостроители всего мира.
Следующая цель учёных – создать формулу расчёта критического числа пешеходов и диапазона опасных частот для заданного моста. Задачу будут решать силами лаборатории динамического хаоса ИИТММ ННГУ, в том числе с использованием суперкомпьютера «Лобачевский».