НИЛ «Дизайн информации»
Руководитель: Митягина Екатерина Владимировна, доктор социологических наук, профессор, заведующий научно-исследовательской лабораторией
Научный коллектив:
1. Митягина Екатерина Владимировна, доктор социологических наук, заведующий научно-исследовательской лабораторией
2. Герасимова Екатерина Олеговна, младший научный сотрудник
3. Демарева Валерия Алексеевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник
4. Еделева Юлия Андреевна, младший научный сотрудник
5. Жукова Марина Вадимовна, младший научный сотрудник
6. Исакова Инна Александровна, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник
7. Кузнецова Наталия Михайловна, младший научный сотрудник
8. Петрова Ирина Эдуардовна, доктор социологических наук, заместитель руководителя лаборатории
9. Ситникова Ирина Викторовна, кандидат социологических наук, младший научный сотрудник
10. Фабрикант Маргарита Сауловна, кандидат социологических наук
11. Фещенко Артем Викторович
12. Ушакова Яна Владимировна, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник
Основные научные направления:
Организация и осуществление деятельности в области анализа данных с использованием технологий обработки больших объемов данных и машинного обучения для выполнения научных, коммерческих и социальных проектов, а также подготовки материалов для принятия управленческих решений в университете.
Ведущим направлением 2021-2023 гг. является комплексный анализ креативности студентов и абитуриентов вузов РФ.
Цели научных исследований:
Разработка цифровых методов анализа креативности в социальных науках (на основе анализа больших данных с привлечением традиционных методов психологических, социологических исследований и современных киберпсихологических подходов).
Задачи:
1. Методология анализа креативности студентов и абитуриентов цифровыми методами.
2. Платформа по организации научных межпредметных исследований креативной личности.
3. Внедрение новых образовательных программ в рамках концепции креативности и дизайна информации (СПО, ВО).
Основные значимые результаты:
2021-2022
1. Комплексная программа исследования закономерностей развития креативности на основе анализа больших данных, психологических, кросс-культурных и лингвистических подходов.
2. Платформенное решение «Фрейд» по сбору информации о креативных студентах и их цифровых следах.
3. Социологическое исследование влияния креативности студентов на их удовлетворенность качеством образования в университете.
4. Система рекрутинга целевых талантливых абитуриентов по направлению Физика в ННГУ через интеллектуальный анализ пользовательских данных в социальных сетях.
5. Внедрение ОП Дизайн информации (набор 2022 г., магистратура, Психология (на русском языке), Социология (на русском и английском языках).
2022-2023
1. Платформенное решение формирования комплексных дата-сетов исследований креативности.
2. Формирование системы предложения управленческих решений на основе анализа больших данных. DATA-конструктор креативной личности.
3. Открытие набора на ОП:
• Профиль бакалавриата Социология цифрового общества для подготовки аналитиков со знанием основ IT для социогуманитарной сферы (с выдачей сертификата о профессиональной квалификации).
• Магистерская программа Организация и управление здравоохранением для подготовки административно-управленческого состава медицинских организаций с выдачей сертификата о профессиональной квалификации по Управлению качеством и безопасностью.
Основные значимые публикации:
1. Demareva V.A. Functional Hemispheric Activity and Asymmetry Markers of Effective Foreign Language Performance in 3rd-Grade, 10th-Grade, and University Students // Symmetry. № 14. V. 8. 2022. P. 1659. https://doi.org/10.3390/sym14081659
2. Fabrykant M., Magun V. Contrasting perspectives: belief in national superiority in relation to countries’ performance// International Journal of Comparative Sociology. 2022. № б/н. С. 1-11. https://doi.org/10.1177/00207152221115631
3. Мосунова Л.А., Митягина Е.В., Ананин П.В. Aвтоматическое извлечение ценностно-смысловых компонентов культурного кода из корпуса читательских отзывов// Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и системы. 2022. № 5. С. 17-24.DOI: 10.36535/0548-0027-2022-05-3
4. Митягина Е.В., Конышев Е.В., Чернышев К.А., Сайфулин Э.Р. Цифровые следы выпускников вузов при исследовании миграции из регионов-доноров// Вестник Томского государственного университета. 2021. № 467. С. 144-155. DOI: 10.17223/15617793/467/18
5. Петрова И.Э., Маясова Т.В., Демарева В.А., Жукова М.В. Особенности ритма сердца при игре в VR у детей 11-13 лет. Пилотный эксперимент// Вестник психофизиологии. № 3. 2021. С. 49-55. DOI 10.34985/u5035-4247-8608-h
6. Демарева В.А., Вяхирева В.В., Петрова И.Э., Жукова М.В., Голубин Р.В., Осокин В.А. Разработка нейрогарнитуры для контроля состояния человека при лечении фобий// Вестник психофизиологии. № 4. 2021. С. 37-42. DOI 10.34985/c6664-9717-7270-g
7. Демарева В.А., Голубинская А.В., Петрова И.Э., Жукова М.В. Динамика саккад и фиксаций как отображение процесса эпистемической оценки// Вестник психофизиологии. № 4. 2021. С. 131-132. DOI 10.34985/g2975-1423-8057-d
8. Фабрикант М.С. Доверие в Интернет-коммуникации при проведении профориентационных мероприятий в онлайн-формате// Человеческий капитал. 2022. № 1 (157). С. 162-168. DOI: 10.25629/HC.2022.01.17
9. Demareva V.A., Petrova I.E., Zhukova M.V. Digital Career Guidance Technologies: Using Virtual Reality // BOOK OF ABSTRACTS. 25th Annual International CyberPsychology, CyberTherapy & Social Networking Conference (CYPSY25). Milan: Università Cattolica del Sacro Cuore, 2021. 95 p.. 2021. P. 88.
10. Isidori E., Fazio A., Sandor I., Leonova I.S., De Martino M., Magnanini A., Petrova I.E. The Flipped Learning At University By Social Networks: a Challenge For E-Learning // International Scientific Conference “E-learining and Software for Education”. Pedagogy and best practices.. Volume 1, Adl Romania.. 2021. P. 431-438. DOI:10.12753/2066-026X-21-054
Диссертации:
Ситникова И.В. Процесс профессионального самоопределения молодежи: школа – вуз – рынок труда (22.00.04 – Социальная структура, социальные институты и процессы, ННГУ, 2021 г.)
Ведущим партнером лаборатории является Университетский консорциум исследователей больших данных, инициированный Томским государственным университетом в 2017 году. Консорциум – лидер среди объединений научных и образовательных организаций, реализующих исследования и прикладные проекты в области сбора и анализа данных. На данный момент в Консорциуме состоят 68 вузов и более 20 индустриальных партнеров.
Научно-исследовательская лаборатория Дизайн информации сотрудничает с
1. Академическими институтами: Институт психологии РАН, Институт социологии ФНСИЦ РАН (Москва), Социологический институт ФНСИЦ РАН (Санкт-Петербург), Институт демографических исследований ФНСИЦ РАН (Москва).
2. Индустриальными партнерами (российскими разработчиками программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов и индустриальных решений): ООО Крибрум», ООО «Megaputer Intellingence», АО «Нейротренд», ООО «Лаборатория знаний», ЗАО «Форексис», ООО «Гудфокаст»
3. Партнерами в сфере социальных исследований: АНО «Центр изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды» (Росмолодежь).
4. Образовательные организации: Томский государственный университет, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Северо-Восточный федеральный университет (Якутстк), Северный (Арктический) федеральный университет (Архангельск), Технический университет Брауншвейга, (Германия), Белорусский государственный университет (Минск, Беларусь), Университет Турана, (Алматы, Казахстан).